Страстной бульвар выпуск №9-229/2020
Спектакль «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной представлен Новомосковским театром, а Новомосковский - это филиал Тульского театра драмы. Художественный руководитель общий - Дмитрий Краснов, он же постановщик спектакля, о котором пойдет речь.
Маша Небылица, по молодости лет, до войны ничему не успела научиться, а, пройдя фронт, научилась тому, что есть враги, которых надо убивать, и есть свои, которые всегда подставят плечо, будут верны.
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей.
Я стреляю, и нет справедливее
Справедливости пули моей.
Это - Михаил Светлов. Я цитирую здесь комсомольских поэтов-романтиков, потому что настрой, тон спектакля
Дмитрия Краснова совпадает с настроем и тоном этой поэзии - для меня, по крайней мере.
Романтический спектакль, в котором много печали.
И дорог - много, гораздо больше, чем казалось Маше, когда она покидала свое фронтовое братство. Да, собственно, одна дорога мыслилась - в мирную счастливую жизнь.
А вышло - не совсем так. Здоровые мужики не всегда выдерживали подобные беспощадные сломы жизненного уклада. Что же говорить о женщине, особенно о совсем молодой женщине, для которой опыт войны - единственный опыт.
Ирина Товологина играет медленное, постепенное становление человеческой личности, которое - ну, да - состоялось, но состоялось для других целей и обстоятельств. Играет с душевным пониманием и сочувствием.
Маша умеет воевать с фашистскими танками, но как быть с соседкой, которая с самого начала тебя возненавидела, приревновав к своему мужику. И как быть со своими, которые, оказывается, могут отступиться. И это особенно больно, потому что ожидала от них всего, только не этого. Но «Фронтовичка» - спектакль не о разочарованиях и потерях. Это спектакль о том, как человек, оказавшийся на жестоком распутье, сберегает себя, душу, веру. Учится видеть окружающих, суть, иногда скрытую плотной завесой повседневности. Одна из лучших сцен спектакля - когда люди, казалось, враждебно к Маше настроенные, встают на ее защиту. Видя, что она вот-вот сорвется, не вынесет предательства любимого человека.
Здесь уверенно сказалось еще одно достоинство спектакля. Умение быть рядом с партнерами, а не самим по себе. Много дорог разных, и людей разных. Надо найти свою, надо найти своих. Не заплутаться и не запутаться. В мирное ли время, в военное ли. Два спектакля о войне, которые отправляют свое послание в сегодняшний зрительный зал. Тем и интересны.
Константин ЩЕРБАКОВ