Случай из жизни собаки, или парадокс верности

 

29 апреля на сцене Новомосковского филиала ТАДТ будет представлен спектакль по мотивам рассказа А.П. Чехова «Каштанка».

 

В очередной раз новомосковский театр предоставляет свою сценическую площадку для дипломных  работ студентам ГИТИСа. Первым экспериментом стал спектакль  «Недоросль» Фонвизина в постановке Ивана Чумаченко. Неожиданно-современный, поучительный и пронзительный  спектакль утвердил  фразу Георгия Товстоногова, что ощущение от классика должно быть, как от свежепрочитанной газеты. Свою авторскую версию знаменитого рассказа  Чехова «Каштанка» в этот раз предложил  для постановки Александр Локтионов, ученик профессора ГИТИСа заведующего кафедрой режиссуры драмы Сергея Васильевича Женовача.

Разговор с автором инсценировки «Каштанка» и режиссером Александром Локтионовым состоялся накануне премьеры, в нем он поделился своими размышлениями о будущем спектакле.

 

 Реальная история старого клоуна

 

Я очень люблю классику, потому что именно в ней легко проследить парадоксы жизни. Целый год в учебном процессе в режиссерской мастерской Женовача был посвящен Антону Павловичу Чехову. И первой моей работой стал спектакль по рассказу «Дама с собачкой», поставленный с художником Филиппом Шейном, выпускником школы-студии МХАТ. Второй работой, которая также родилась из моих учебных режиссерских проб  и объединила нас с Филиппом, стала «Каштанка». История про старого клоуна, приютившего бездомную собаку, известна многим. В основе сюжета «Каштанки» лежит реальная история, произошедшая однажды с клоуном и дрессировщиком Владимиром Дуровым, в которой Чехов мастерски  передал парадокс преданности, слепой и верной. Это рассказ, написанный для детей 140 лет назад, получил статус классического. Не только потому, что его написал Чехов, а потому, что пережив несколько поколений читателей, он не утратил своей актуальности. Антон Павлович - знаток детской души и мира детства. «Каштанка» - высокохудожественный, поучительный и увлекательный рассказ, а в нашем случае - сценическая версия для детей, а также для их родителей.

 

Хеппи-энд  или нет - должен решить сам зритель

 

Все, что касается замысла: он на самом  деле очень простой, и мы надеемся, что он будет понятный  зрителю. Я вдохновлялся любимым мною с детства  мультфильмом «Том и Джерри», где очень простой закон существования людей и животных. Крупным планом мы всегда видим животных, а людей частями. Это руки, ноги и тени. То есть мы их не видим, мы их додумываем, мы их прячем. На первом плане только животные. Основной сценографический прием, это отсутствие определенного места действия. Наши герои спектакля - цирковые артисты - находятся как бы в мультипликационном пространстве - кадре, в своей системе координат.

Этот случай из жизни собаки конца 19 века  плавно перешел в 21-й и стал  безвременной средой, континуумом, в котором происходит жизнь не просто  собачки, а каждого из нас.

Это история о тех, кто терпит предательство от любимых и друзей. О тех, кто сносит постоянную жестокость близких. О тех, кто занимается нелюбимым делом. О тех, кто живет в месте, где не хочет жить. О тех, кто отдает всю свою любовь и преданность, не получая ничего взамен. Мы пытаемся помочь зрителю найти путь к  себе, разобраться  в понятиях «любовь», «верность», «ответственность», понять, что движет человеком в том или ином случае и какую роль в жизни играет привязанность. А станет ли эта история хеппи-эндом, решать зрителю.

 

Татьяна ОРЛОВСКАЯ

источник