29 апреля на сцене Новомосковского филиала ТАДТ будет представлен спектакль по мотивам рассказа А.П. Чехова «Каштанка».
В очередной раз новомосковский театр предоставляет свою сценическую площадку для дипломных работ студентам ГИТИСа. Первым экспериментом стал спектакль «Недоросль» Фонвизина в постановке Ивана Чумаченко. Неожиданно-современный, поучительный и пронзительный спектакль утвердил фразу Георгия Товстоногова, что ощущение от классика должно быть, как от свежепрочитанной газеты. Свою авторскую версию знаменитого рассказа Чехова «Каштанка» в этот раз предложил для постановки Александр Локтионов, ученик профессора ГИТИСа заведующего кафедрой режиссуры драмы Сергея Васильевича Женовача.
Разговор с автором инсценировки «Каштанка» и режиссером Александром Локтионовым состоялся накануне премьеры, в нем он поделился своими размышлениями о будущем спектакле.
Реальная история старого клоуна
Я очень люблю классику, потому что именно в ней легко проследить парадоксы жизни. Целый год в учебном процессе в режиссерской мастерской Женовача был посвящен Антону Павловичу Чехову. И первой моей работой стал спектакль по рассказу «Дама с собачкой», поставленный с художником Филиппом Шейном, выпускником школы-студии МХАТ. Второй работой, которая также родилась из моих учебных режиссерских проб и объединила нас с Филиппом, стала «Каштанка». История про старого клоуна, приютившего бездомную собаку, известна многим. В основе сюжета «Каштанки» лежит реальная история, произошедшая однажды с клоуном и дрессировщиком Владимиром Дуровым, в которой Чехов мастерски передал парадокс преданности, слепой и верной. Это рассказ, написанный для детей 140 лет назад, получил статус классического. Не только потому, что его написал Чехов, а потому, что пережив несколько поколений читателей, он не утратил своей актуальности. Антон Павлович - знаток детской души и мира детства. «Каштанка» - высокохудожественный, поучительный и увлекательный рассказ, а в нашем случае - сценическая версия для детей, а также для их родителей.
Хеппи-энд или нет - должен решить сам зритель
Все, что касается замысла: он на самом деле очень простой, и мы надеемся, что он будет понятный зрителю. Я вдохновлялся любимым мною с детства мультфильмом «Том и Джерри», где очень простой закон существования людей и животных. Крупным планом мы всегда видим животных, а людей частями. Это руки, ноги и тени. То есть мы их не видим, мы их додумываем, мы их прячем. На первом плане только животные. Основной сценографический прием, это отсутствие определенного места действия. Наши герои спектакля - цирковые артисты - находятся как бы в мультипликационном пространстве - кадре, в своей системе координат.
Этот случай из жизни собаки конца 19 века плавно перешел в 21-й и стал безвременной средой, континуумом, в котором происходит жизнь не просто собачки, а каждого из нас.
Это история о тех, кто терпит предательство от любимых и друзей. О тех, кто сносит постоянную жестокость близких. О тех, кто занимается нелюбимым делом. О тех, кто живет в месте, где не хочет жить. О тех, кто отдает всю свою любовь и преданность, не получая ничего взамен. Мы пытаемся помочь зрителю найти путь к себе, разобраться в понятиях «любовь», «верность», «ответственность», понять, что движет человеком в том или ином случае и какую роль в жизни играет привязанность. А станет ли эта история хеппи-эндом, решать зрителю.
Татьяна ОРЛОВСКАЯ