Путешествие в прошлое дает понимание настоящего

Очередной, запланированной еще в прошлом театральном сезоне, станет постановка спектакля по пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Счастливый день» режиссера Алексея Гирбы. Выпускник ГИТИСА, ученик Марка Захарова, известный в столичных театральных кругах по спектаклям в театрах «Эрмитаж», Театре наций, Вахтанговском и в театре «Ленком» режиссер о себе признается, что его творческая биография в большей степени связана с провинциальными театрами. По его словам, география поставленных им спектаклей простирается от Сахалина до Прибалтики и от Ростова на Дону до Одессы. В Тульском академическом театре с успехом прошли его спектакли «Афинские вечера», П. Гладилина, «Поздняя любовь», А. Н. Островского и «Ложь на длинных ногах» Эдуардо де Филиппо. На вопрос о выборе пьесы «Счастливый день» для Новомосковского филиала Алексей Гирба выделил две составляющие: любовь к классике и юбилей актера театра Василия Попова.

Алексей Гирба, режиссер-постановщик:

- Это не новость, что Островский писал свои пьесы на столетия, прочитать и раскрыть его в настоящем времени очень важно. Классика - это именно то место, где мы начинаем лучше понимать мотивацию, поведение людей. Классика вовсе не устарела. Все советы, которые были актуальны в те времена, остаются актуальными до сих пор. Секрет в том, что истины, некогда озвученные великими писателями, вечны, они не зависят от текущего столетия. Путешествие в прошлое дает понимание настоящего. В классических произведениях можно найти ответ на любой вопрос и решить любые проблемы.

В спектакле «Счастливый день» решаются семейные проблемы, которые, конечно, созвучны, узнаваемы и понятны сегодня. И то, что решает их именно женщина, в нашем случае мать большого семейства - жена почтмейстера Ивана Захаровича Сандырева, Ольга Николаевна, говорит о том, что институт брака не претерпел и в настоящее время особенных изменений. Довольно частое, к сожалению, явление, когда женщина пытается успеть все, а муж спокойно играет в «танчики» или регулярно ходит на рыбалку, в спортзал или еще куда-нибудь. Горячий ужин – по-прежнему на столе, чистые носки – в верхнем ящике комода. Да, мы живем в других ритмах, в другом информационном поле, но, как и два столетия назад, какая женщина-мать не мечтает удачно выдать дочерей замуж и наконец-то привлечь внимание мужа к домашним вопросам? И разве мало у нас мужчин, больше интересующихся не проблемами семьи и воспитанием детей, а «большой политикой и международными отношениями», мужчин, увлеченно проводящих время возле телевизора, на мягком диване? Вот такие классически простые и одновременно сложносемейные вопросы мы решаем в спектакле «Счастливый день».

По давно существующей традиции в театре ставятся и играют бенефисные спектакли в честь юбилея актера. Мне представилась возможность не просто поработать с замечательной труппой новомосковского театра, но и поддержать эту традицию. В нашем спектакле бенефициант Василий Васильевич Попов, актер с большим сценическим опытом и развитым творческим воображением. Я верю, что он достойно справится со своей ролью, и его персонаж запомнится зрителю.

 

Творческая жизнь Василия Попова тесно связана с нашим театром, несмотря на многолетнее расставание. Влечение к перевоплощению у нашего юбиляра появилось с детства, когда   мальчишкой   он влюбился в героев   легендарного фильма «Чапаев», который десятки раз шел в прокате клуба сибирского городка Кемерово. «Актеры Борис Бабочкин и Леонид Кмит, исполнявшие в фильме роли Чапаева и Петьки, были моими первыми учителями по актерскому мастерству» - рассказывает Василий Попов. Поступив в театр-студию Кемеровского музыкального училища и получив профессию «артист театра», Василий Попов дополнил свое образование в Куйбышевском государственном институте культуры на кафедре режиссуры профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Карпушкина.

 

Василий Попов, актер новомосковского театра:

 

- Мой дебют состоялся на сцене Алтайского краевого театра еще в прошлом веке. Молодой, наивный, полный свободолюбивых идей и романтических иллюзий, я сыграл много интересных ролей, но запомнилась роль мичмана Букина в спектакле «Маленькие комедии большого города» А. Арканова и Г. Горина. Это эксцентричная комедия, в которой мужчины пытаются выжить без женщин (все женщины уезжают из города в монастырь, оставляя своих мужчин одних.) Успех у спектакля был оглушительный. Мы гастролировали по всему горному Алтаю. Но мне пришлось расстаться с этим замечательным театром. По семейным обстоятельствам я должен был покинуть театр и отправиться на актерскую биржу, которая в те времена проходила в Москве, чтобы быть ближе к столице, где проживала моя семья. Режиссер Владимир Волкоморов предложил мне работу в Новомосковском театре. Мне очень понравился театр, город, люди и, конечно же, репертуар, в котором я сыграл прекрасные роли в спектаклях «Мой друг Моцарт», «Три мушкетера», «Гроза». Творческий подъем в те годы в театре был на очень высоком уровне. Четыре года служения были очень продуктивными. Моими партнерами были замечательные актеры Владимир Качалин, Светлана Таршис, Николай Танасюк, Нина Черемухина, Александр Новоженин, Вячеслав Голубков. И, конечно же, было много гастролей – Махачкала, Тольятти, Рязань, Дзержинск и др. Но, как говорится, «актеры - народ кочевой», и через четыре года я уже играл сэра Томаса в спектакле «Быть или не быть» Генрика Ибсена в Рязанском ТЮЗе. Потом стажировка и курсы повышения квалификации в Ленинграде у Георгия Товстоногова и Аркадия Кацмана. Тринадцать лет преподавания актерского мастерства на кафедре режиссуры в Рязанском филиале МГИК закончились, и начались пробы и съемки в кино.

Знакомство и работа с режиссером Вадимом Абдрашитовым в фильме «Охота на лис», с актерами Владимиром Гостюхиным и Ириной Муравьевой вовлекли меня в мир кино. В фильме «Атака» и «Генерал» режиссера и сценариста Игоря Николаева на киностудии им. М. Горького я снимался с известными киноактерами Владимиром Меньшовым, Алексеем Жарковым. Десять фильмов, в которых мне посчастливилось поработать, стали не только актерским опытом, но и ресурсом для развития себя как творческой личности. Мечта снова вернуться в репертуарный театр, погрузиться в процесс репетиций, вдохнуть эту радость общения с живым зрителем, не оставляла, будоражила, и в 2018 году меня снова приняли в труппу новомосковского театра.

На вопрос, насколько сильно изменился театр, юбиляр ответил однозначно:

- Для меня новомосковский театр за эти годы помолодел и преобразился. Театр не только не растерял творческий потенциал, но и сильно его приумножил. Он смело экспериментирует, разнообразит репертуар, а главное – очень любит своего зрителя»

 

 

                                                                      Татьяна ОРЛОВСКАЯ,

пресс-служба театра

Фото Максима МОРОЗОВА

источник