Премьера "На дне"

17 ноября на сцене Новомосковского театра состоится премьера спектакля по пьесе «На дне» Максима Горького, которому в этом году исполнилось 155 лет. Режиссер-постановщик - Виктор Стрельченко (г. Москва).

 

В одной из публикаций в СМИ о спектакле «Старший сын», поставленном Виктором Стрельченко в Черемховском драматическом театре им. В.П. Гуркина, написано: «Оставляя возможность для творчества актеров, для их импровизации, Виктор Стрельченко добивается графичности рисунка и точности исполнения своих задач. Артисты, принимая и реализуя указания режиссера, открывают в себе новые качества, новые нюансы и новые, неожиданные грани своих способностей».

 

Присутствуя на репетициях спектакля «На дне», не согласится с этим невозможно. Виктор Стрельченко – режиссер, задающий актеру четко определенную форму с точно выточенной интонацией. Режиссер, который считает, что современный театр может быть каким угодно, но только не скучным, для которого самым важным в спектакле является откровенный диалог со зрителем.

 

О мечте, о свободе и достойной жизни…

 

 

Сломанные временем, разбитые и упавшие, герои пьесы «На дне», написанной в начале 20 века основоположником, апологетом и буревестником нарождающегося социалистического реализма Максимом Горьким, ищут света, любви, спасения.

 

Мечта о свободе и достойной жизни… Достижима ли она и есть ли к ней дорога или хотя бы тропинка? Не является ли этот вопрос основополагающим для любого современного мыслящего человека? Зачем люди живут и зачем умирают? Что есть правда, а что ложь? Что будет после этой жизни и будет ли что-то вообще? Хуже мы или лучше других? Способен ли человек изменить свою жизнь или же нет? Есть над чем подумать и выбрать собственный путь. Ответы на эти философские вопросы с большой долей юмора и иронии вы получите, окунувшись в атмосферу обитателей пространства необычной ночлежки, где в поисках веры и правды, забытые Богом «бывшие люди» верят в свою звезду.

 

Виктор Стрельченко, режиссер-постановщик:

 

- Первое, о чем хочется сказать, это то, что пьеса Максима Горького «На дне» привязана к Евангелию - этим языком говорит Лука. И если обратиться ко времени, когда эта пьеса была написана - а это 1902 год, то люди мыслили и говорили именно этим языком. Многие вещи в этой пьесе в наше время утеряны для понимания современным зрителем. Для того чтобы понять, про что писал пьесу Горький, к чему он призывал, кого обличал, надо обратиться в лучшем случае к Википедии. Ведь прошло столетие: поменялась наша жизнь, поменялись наши взгляды и коды - сегодня язык этой пьесы звучит морализаторски. А всё то, что пытается научить нас жить, наоборот, отпугивает и отталкивает. И поэтому главная наша творческая задача в постановке спектакля заключалась в том, чтобы текст Горького не был назидательным, чтобы он не был обучающим. Мы сознательно ушли от этих моментов в пьесе, сделав их второстепенными. Горьковский Лука - мудрый и слишком прямолинейный старец, чья мораль целиком укладывается в границы христианской этики. В нашем спектакле Лука – это человек, который сам в поисках Бога. «Уйду я от вас! В хохлы подамся! Говорят, они новую веру изобрели...» Ведь у Горького, если внимательно почитать, эта дуалистичность задана в пьесе. В биографии Луки есть очень много подводных камней, о которых мы никогда не задумывались, знакомясь с этим произведением еще в школе. Но именно они проявляют его как неоднозначную личность. Это человек, который понаделал в своей жизни много чего неведомого и непонятного, ведь не с рождения же он стал Утешителем больных и страждущих. Просто в какой-то момент своего существования он «поменял вектор»… И таких людей много в нашей сегодняшней жизни. Вчера он был христианином, а сегодня он убежденный атеист. И поэтому наш Лука выступает контрапунктом в этой истории. Герои спектакля живут в пространстве разрушающегося храма, в котором умирает старая система. Где существует проблема между тем, что говорится, и тем, что делается. С приходом Луки начинается вроде бы какая-то реставрация этого храма - появляется надежда, но потом все равно все продолжает рушиться, оттого что стремление дать погибающим людям хоть какую-то надежду - иллюзорно. Донести обитателям ночлежки то, в чем он сам не уверен, потерпело «фиаско». Он легко «переобулся» и ушел искать «новую веру»

 

Говорить о сегодняшних зрителях – это первично

 

- Основные герои нашего спектакля - Анна, Лука, Актер и Сатин – люди, живущие инстинктами. Они много говорят о правде и лжи, о милосердии и власти, о человеке и его предназначении в жизни. Это калейдоскоп сцен, в которых много неожиданных эмоций. Это печаль, это и черный и светлый юмор, это и слезы, и трагичные моменты. Но мы понимаем, что современному зрителю, особенно школьникам, нужна атмосфера, какая-то затягивающая история, чтобы с головой погрузится в это, как в компьютерную игру, и пройти все уровни сложности, им нужен образ, который нужно дорисовать, додумать. Сегодняшнему зрителю подробно выстроенная бытовая жизнь спектакля не интересна, все наборы и схемы пьес он знает, у него клиповое мышление. Дайте ему «ведро с карандашами» - он сам все нарисует. И поэтому говорить о сегодняшних зрителях – это первично. И прежде чем начинать диалог со сцены театра, для актеров необходимо найти правильную интонацию, эмоцию, посыл в сегодняшнее время, надо очень четко понимать, для кого мы работаем, кто эти люди и почему это нужно сейчас.

 

- Это центральная реплика спектакля. Без веры невозможно. Как говорят, бывает не понятно, где верующих больше - в церкви или в падающем самолете. Я из мира разных людей, профессий и конфессий, и знаю, что даже наши заматерелые ученые, которые позиционируют себя как атеисты - глубоко верующие люди. И это дает мне основание полагать, что без веры жить невозможно.

 

В искусстве есть долгий и короткий путь. В одном случае режиссер смотрит на то, что уже придумано, и выхватывает понравившиеся элементы. Так он идет в искусство коротким путем - через искусство. Длинный же путь - это когда режиссер идет в искусство через жизнь. Он видит, что мир ставит вопросы, которые необходимо решать, и выносит их на сцену. В предвкушении предстоящей премьеры хочется верить, что прочтение пьесы Максима Горького будет не только оригинальным, современным и понятным зрителю, а также в то, что, посмотрев спектакль «На дне» режиссера Виктора Стрельченко, мы непременно получим исчерпывающие ответы на те вопросы, которые сегодня ставит жизнь.

 

 

 

Татьяна ОРЛОВСКАЯ

 

Фото Максима МОРОЗОВА

 источник

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен