К премьере "Уезжаю!". «Упираться в небо» или бросить всё и всех

1 марта в новомосковском драматическом театре состоится премьера спектакля «Уезжаю!» по пьесе Алексея Слаповского. Режиссер-постановщик – Петр Куликов.

 

Алексей  Слаповский

 

Российский  писатель, сценарист, драматург, автор романов «Синдром феникса», «Большая книга перемен», «Первое второе пришествие», «Анкета», «День денег», «Качество жизни», «Неизвестность» и других. Финалист премий «Букер» и «Большая книга». Его произведения переведены на многие европейские языки. Как сценарист Слаповский известен по фильмам и сериалам «Остановка по требованию», «Участок», «Синдром Феникса», «Ирония судьбы. Продолжение» и «Клинч». Последний стал кинодебютом режиссера Сергея Пускепалиса, часто работавшего с текстами драматурга и на театральной сцене. Алексей Слаповский написал большое количество пьес, идущих в российских театрах: «Сошедший с поезда», «Во-первых, во-вторых, в-третьих», «Блин 2», «От красной крысы до зеленой звезды», «Мой вишневый садик», «Где зарыта собака», «Рождение», «Пьеса № 27», «Голая комната», «Женщина над нами», «Не такой, как все», «Представление о театре», «Победители», «Шнурок», «Невероятная любовь» и другие.

 

 

Петр Куликов

 

Режиссер, актер, педагог, театральный менеджер, исполнительный директор   межрегионального театрального фестиваля им. Н.Х. Рыбакова 2012-2019 г., эксперт международного фестиваля «Смоленский ковчег»

 

В режиссерском портфеле Петра Куликова нашли свое пристанище пьесы зарубежных, русских, советских и современных российских драматургов. Какие-то пьесы в постановке режиссера воплотились в спектакли, какие-то только ждут своего воплощения.  И среди этого огромного количества имен скромное место занимают две пьесы Алексея Слаповского, одну из которых Петр Куликов поставил на сцене Русского театра драмы и комедии Республики Калмыкия в ноябре 2023 года, а вторая сейчас воплощается на сцене новомосковского театра.

 

О своей новой работе режиссер рассказал читателям нашей газеты.

 

Ментальная ревизия

 

- Написанная в 2004 году, пьеса «Уезжаю!»  совсем не потеряла своей актуальности, а, наоборот, в наше неспокойное время, стала еще понятнее людям, которые переживают кризис среднего возраста.  Кризис, когда вдруг ты понимаешь, что настоящее, для чего ты родился, не сделано или не доделано, а времени мало. Когда тебя все сильнее раздражает быт, все кажется ненужным и неважным. Когда окружающие, сочувствуя, напоминают, что надо жить и радоваться, не понимая, почему от этих слов, ты, наоборот, приходишь в неистовое состояние. Когда обычная просьба сходить в магазин может довести до истерики, и опять непонимание – что он бесится?! И начинается: ссоры, запои, уходы с «кормящей» работы, от семьи. Каждому, пережившему эту ментальную ревизию, знакомы эти признаки – признаки кризиса среднего возраста.

 

Проблема среднестатистического мужчины

 

- Для меня пьеса «Уезжаю!» -  это одна из редких современных пьес Алексея Слаповского, в которой он пишет о проблеме среднестатистического мужчины и о том, как найти себя и оставить после себя что-то важное для потомков.  Если для женщины вопрос миссии решен в деторождении, для современного мужчины изречение «Построй дом, посади дерево, вырасти сына» не убедительно, даже если и дом построил, и дачу, и детей нарожал. Проблема в нерастраченных чувствах, семени и амбициях. Что делать, когда ты вроде бы полон сил, но твои идеи не воспринимаются никем всерьез? «Упираться в небо» или бросить всё и всех и попробовать начать все с «чистого листа», уехав навсегда. Знакомо? Конечно. Классический вариант - Лев Толстой и его уход из Ясной Поляны. Но если для великого писателя, покинувшего свой дом и близких в 82 года, это стало трагедией жизни, то события, в которых оказался   герой нашего спектакля, настолько курьезны и эксцентричны, что вызывают желание не только посмеяться, но   и задуматься об их причинах.

 

Крик о помощи, о поддержке и любви

 

- Много лет назад в одном из интервью режиссера Сергея Пускепалиса, который в свое время очень много ставил спектаклей по пьесам Алексея Слаповского, прозвучало, что драматург очень коварный для постановщиков, что он не скован необходимостью быть в формате, что его драматургия балансирует на грани драмы и трагикомедии и что она довольно сильно отличается от его же экранизированных сценариев. Драматург Алексей Слаповский создает такие радикальные лабиринты обстоятельств, в которых герои, ища выход, снова и снова в них запутываются.  И несмотря на то, что это происходит на сцене, где можно нафантазировать все что угодно -  обстоятельства очень жизненные, знакомые, узнаваемые.  Несомненно, что в каждом провинциальном городке найдется человек, не решивший: «Уехать ему в мегаполис или остаться?» И, конечно же, у него найдутся и друг-собутыльник, и приятель, который помнит его только тогда, когда нужна помощь, и  женщина, которая пытается казаться сильной,  и мамочка, которая волнуется, что он забыл повязать шарф. И живет этот человек в мучениях, задаваясь вопросом - уехать или остаться? А все его порывы - это крик о помощи, о поддержке и любви...

 

Привычка, заменяющая счастье

 

- Созвучность фамилий действующих лиц в пьесе «Уезжаю!»  не случайна. Грамов, Грамской, Грамовецкий, Грамко – друзья и одновременно – живое воплощение сомнений главного героя. Он мечется между потребностью быть нужным, любимым и гордым осознанием, что «никто никому не нужен». На прощание наш герой сжигает мосты, напоследок выясняя отношения с друзьями. Ссорится, мирится, признается в нелюбви женщине, которую любил, и в любви женщине, которую не любил.  Бросает пить и сразу же попадает в вытрезвитель и чуть не погибает. Основные вопросы нашего спектакля: есть ли счастье за пределами замкнутого круга, который является на самом деле нашей сутью? Можно ли найти его там, где нас нет, или в первую очередь для этого нужно заново открыть самого себя? «Уезжаю!» – это история мужчины и его попытки  назвать свою неразрывную связь с окружающими его людьми любовью. Возможно, его чувство взаимно, но никто не скажет об этом. Ведь речь идет скорее о привычке, которая заменяет счастье. И поэтому мы   говорим о том, что чтобы быть счастливым и чувствовать эту удовлетворенность, многим из нас нужно пересмотреть свои привычки и отношение с друзьями, близкими и любимыми.

 

Так уедет или не уедет? 

 

- Мы не берем на себя ответственность за решение этой неразрешимой проблемы среднего возраста. Это сделать просто невозможно. Мы только пробуем посмотреть на нее с разных сторон: и с комической, и с драматической, и с иронической... И вместе со зрителями «посмеяться над собой».

 

Татьяна ОРЛОВСКАЯ

источник

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен