История

История этого творческого коллектива началась в 1934 году с театра-студии, организованной по инициативе горкома комсомола. Она состояла из комсомольцев, приехавших в 30-е годы в Бобрики строить химический гигант. Началась ежедневная учеба по 6-7 часов, ежемесячные поездки на черновые репетиции в театры В. Мейерхольда, МХАТ, Камерный театр под руководством А. Таирова. Обучать будущих актеров приезжали: В. Пашенная, А. Таиров, И. Москвин.

В 30-е годы актриса театра Ермоловой, выпускница Щепкинского училища, ученица Веры Пашенной Александра Прокофьевна Хрявина-Силина приезжает в Бобрики для организации здесь театра строителей. Приехав из Москвы, Александра Прокофьевна осталась в этом городе, посвятив свою жизнь театру.

До 1937 г. это молодежный театр строителей, но осенью этого же года в его труппу вливается профессиональная группа актеров, приехавших в Сталиногорск для расширения и укрепления театра. Первые спектакли «Доходное место», «Горе от ума». Директором назначен И. Дольский, главным режиссером – В. Соколов. Актеры, стоявшие, у истоков театра, — это люди, наделенные могучей силой, одержимые неиссякаемой верой в то дело, которому была посвящена их жизнь: П. Бравич, А. Конышева, О. Козакевич, М. Фадеева, Е. Андреева, П. Скитский, В. Бабарыкин, В. Гнилов и др.

30 января 1938 г. спектаклем по пьесе Н. Верты «Земля» в Сталиногорске открывается профессиональный драматический театр. Первым директором был утвержден Б. Л. Милютинский, художественным руководителем – В. Горденин.

В 1941 году, во время оккупации немцами, театр был эвакуирован, труппа распалась. Многие из артистов ушли добровольцами на фронт. Некоторые из них не вернулись: Гнилов, Винокуров, Васильев.

После освобождения города от оккупации, жизнь потихоньку налаживалась, но театра не было. 11 ноября 1942 г. Управление по делам искусств СНК РСФСР издает приказ о переводе театра из г. Рославля Смоленской обл. в г. Сталиногорск и организации на его базе Сталиногорского драматического театра. Первым директором был назначен Розанов, художественным руководителем – В. Горич.

За эти годы театр прошел большой трудный творческий путь. 50лет не имел своего помещения. Снимали в аренду ДК химиков, где размещались 4 учреждения: ДК химиков, редакция «Московской кочегарки», городская библиотека и театр, лишь 20 лет назад по ходатайству директора театра заслуженного работника культуры РФ В. П. Вейнбендер город выделил театру помещение – бывший дом инженера и техники.

teatr

Во время войны спектакли проходили в малых горняцких клубах плохо отапливаемых. Часто были проблемы с транспортом, ездили на лошадях, нередко ходили пешком, но, несмотря на эти трудности, репертуар театра был продуманным и целеустремленным. Жизнь страны, ее боевой дух, нравственные идеалы отражались на подмостках сцены Сталиногорского театра. Не сходили с театральной афиши такие постановки как: «Русские люди», «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Синий платочек» В. Катаева, «Любовь Яровая» К. Тренева. С успехом шли пьесы А. Островского «Таланты и поклонники», Н Гоголя «Ревизор» и др.

Прекрасные творчески одаренные люди служили этому театру, они прославили его своим талантом, яркими постановками, запоминающимися образами. Народный артист РСФСР В. Козелл, С. Цветков, ведущие актеры театра Я. Банчук, Г. Расторгуев, И. Горелов, Н. Абрамов, О. Щербиновская, А. Пашкова, К. Шахет, Н. Смирнова, Х. Искандерова. Здесь работали известные на всю страну режиссеры. В памяти зрителей на многие годы остался успех спектаклей тех лет.

Владимир Михайлович Качалин человек яркой творческой судьбы, за его большую творческую жизнь им было сыграно более 300 ролей, артист русской психологической школы невероятной органики и интуиции. Создавал характеры, запоминающиеся проникновением в глубинную сущность персонажей. Среди ролей, ставшихся в памяти его коллег такие: Егор Булычев «Егор Булычев и другие» М. Горького, Эзоп в спектакле «Эзоп» по Г. Фигейреду, Чмутин «Ретро» А. Ганина, Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.

Нельзя не вспомнить знаменитых режиссеров, отдававших свой талант становлению молодого театра: заслуженный деятель искусств Л. Л. Полонский (1945 г. главный режиссер театра); С. А. Баркан (1948 г. главный режиссер театра); режиссер М. А. Норвид; В. И. Чичко (1952 г. главный режиссер театра); В. М. Каплин (1956 г. главный режиссер театра); А. Б. Яров.

Дмитрий Иосифович Рудник главный режиссер Новомосковского театра с 1958–го по1975г. и с 1979-го по1982г. Выпускник ГИТИСа, коренной москвич, заслуженный артист РСФСР(1969г). Его режиссура отличалась четкостью и глубиной замысла, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и гражданственностью мысли. В течение многих лет коллектив настойчиво работает над созданием своего репертуара, единого актерского ансамбля, вырабатывает собственный художественный стиль. Широкий общественный резонанс вызвали такие спектакли как «Цыган» А. Калинина, «Отелло» У. Шекспира, «Медемуазель Нитуш» Эрве, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Итальянская трагедия» Э. Войнич. Преподаватель Новомосковского музыкального училища на отделении «актер драматического театра» (1992 – 1998). Режиссер – постановщик большой культуры.

В 1945-1975 г. директор театра Е. А. Тюремнова, актриса театра, заслуженный работник культуры(1968г). Под ее руководством театр достигает наивысшего расцвета. На сцене идет русская и зарубежная классика, а также находят свое воплощение все драматургические новинки. За 30 лет руководства театром она создала сильную труппу, организовывала интересные гастроли по стране. Как актриса она создала ряд незабываемых образов: Агафья Тихоновна – «Женитьба» Н. Гоголя, Кручинина – «Без вины виноватые» А. Островского, Васса – «Васса Железнова» М. Горького.

Благодаря мастерству режиссуры: В. Каплина, Р. Гузкина, Б. Фреймана, Я. Банчука, Н. Смирнова, четкой направленности репертуарной политики, хорошему исполнительскому уровню труппы, творческие успехи театра получили высокую оценку зрителей и общественности. Сталиногорск был Московской областью, и это способствовало привлечению сюда высококлассных специалистов из столицы. Здесь работали художники: Э. Саломанова, М. Мотин, В. Козин, Е. Манке, И. Трояновский, М. Павленин, В. Верба, Е. Сенатова.
География гастролей распространялась от Прибалтики до Кавказа вся европейская часть Советского Союза до Уральских гор. Гастрольные поездки всегда играли большую роль в жизни театра. Расширялись творческие связи. Новые города, новые зрители, встречи, обсуждение спектаклей обогащали коллектив, постановки обретали новое дыхание.
За весь период жизни театра через состав его труппы прошла плеяда блестящих актеров, отдавших годы жизни и свой талант служению Новомосковской сцене: заслуженный артист РСФСР, почетный гражданин г. Новомосковска В. Качалин, В. Артюков, Д. Долохов, В. Пономарев, В. Слуцкий, Б. Милютинский, А. Киселев, А. Хрявина-Силина, Б. Федотов, Л. Буйновская, Н. Уварова и Б. Уваров, Т. Коршунова, Б. Федотов, Е. Никитина, засл. арт. РСФСР Н. Черемухина, В. Борзунов, Г. Савина, А. Замараев, С. Зайкина и др.

Многие годы отдали театру композиторы: Ю. Силаев, автор музыки и музыкального оформления ко многим спектаклям; А. Фельдман; Р. Заворыкин А. Криницкий, написавший музыку к 17 спектаклям.

70 – 80 гг. театральная жизнь Новомосковска была интересной и насыщенной яркие по — форме, разные по – театральной школе, режиссеры, оставляли в памяти зрителей своими постановками незабываемые впечатления. Лучшими постановками тех лет критиками были признаны: «Три мушкетера» А. Дюма, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта главного режиссера — Владимира Волкоморова (75 – 76гг); «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Дуэль» Р. Ибрагимбекова режиссера — Бориса Афицинского (75г); «Святая святых» И. Друце, «Кровавая свадьба» Г. Лорки — главного режиссера Николая Рябова (81 – 82гг); «Святой и грешный» М. Ворфоломеева, «Дядя Ваня» А. Чехова — режиссера Антонины Артюхевич (75 — 76гг).

Театр гордится счастливыми мгновениями своей жизни, когда актеры Новомосковского театра выходили на сцену с такими прославленными актерами театра и кино как Инокентий Смоктуновский, сыгравший Дорна в спектакле «Чайка», режиссера Н. Рябова; Людмила Шапошникова в роли Сэвидж, Ия Саввина в роли Ферри в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; Тамара Семина в «Грозе» Островского, режиссера Б. Афицинского. Благодарно вспоминают актеры сотрудничество с театром «Ромэн», с Николаем Сличенко. Творческое сотрудничество с режиссерами: А. Поповым и П. Ершовым.

С 1988г. директором театра назначается В.П. Вейнбендер, человек неиссякаемой энергии, профессионал высокого уровня, необыкновенный энтузиаст театрального дела. Она формирует труппу театра и одновременно обучает молодежь в московских вузах, приглашает, на постановки интересных режиссеров: А. Климова, Л. Чигина, М. Тумашова, Д. Краснова; художников: Л. Аристархова, Н. Агареву, И. Бллохину, заслуженного деятеля искусств России Б. Ентина.

С 1985 – 1990гг. главный режиссер театра А.В. Петрашевич. За эти годы им было осуществлено 14 постановок, среди них критикой отмечались: «Раненые» В. Крымко, «Эзоп» Г. Фигейреду, «Прощание славянки» В. Винникова.

С 1991 – 1992гг. Яркая страница в истории театра постановки главного режиссера театра Б. Афицинского. Его спектакли пользовались у зрителей большой популярностью и успехом: «Медея» Л. Разумовской, «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» У. Шекспира, «Цилиндр» Э. Филиппо и др.

С 1992 – 2000гг. театр возглавил Е. Д. Вялков. Он поставил не один десяток спектаклей, которые имели успех у зрителей и положительно были встречены критикой: «…романтический, почти реликтовый театр, психологический реализм, поэтическая образность, сценическая метафора, символ – вот тот чудный сплав актерских режиссерских средств, которые обеспечили успех булгаковской пьесы у современного зрителя – и не поверхностный, а до глубокого духовного катарсиса». Б. Сушков из статьи «Новые жильцы «Зойкиной квартиры».

В 1994 году театр принимает участие в Российском фестивале малых городов России «Надежды России», проходивший в городе Вышний Волочек со спектаклем «Зойкина квартира».

В 1996 году театр на гастролях г. Тула с лучшими спектаклями репертуара: «Чума на оба ваши дома» Г. Горина, «Доходное место» А. Островского, «Супница» Р. Ламуре и «Ретро» А. Галина. Некоторые из его постановок прошли испытание на время и много лет и были украшением репертуара театра: «Рождественские грезы»(1998г), «Жемчужина черная, жемчужина белая»(2000) по пьесе Н. Птушкиной.

С 2000 – 2002 гг. главный режиссер театра М. А. Карпачева. Ее лучшие постановки имели долгую сценическую жизнь: «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Единственный наследник» Ж. Реньяра, «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Дом, где все кувырком» А. Портеса. «Ее спектакли светлые, прозрачные, подобные полотнам Моне, играются с кажущейся легкостью. В них видна любовь к человеку вместе со снисходительностью к его заблуждениям, глубокая вера в непреходящую чистоту взаимоотношений» (Н.Андреева). В 2002 году московский критик А.Б. Иняхин, отсмотрев идущие спектакли главного режиссера М. Карпачевой дал положительный отзыв о работе коллектива в юбилейный 65 – театральный сезон в журнале СТД РФ «Страстной бульвар — 10».

С 2005 по 2007 годы главным режиссером театра был выпускник Щукинского театрального института при Вахтанговском театре М. В. Казанцев.

Театр принимает активное участие в жизни г. Новомосковска и других близлежащих городов: Узловая, Богородицк, Кимовск, Киреевск, Северо – Задонск, Донской, Ефремов, Алексин, где коллектив театра показывает концерты и спектакли во Дворцах Культуры, на городских площадях и стадионах. Они посвящены к праздникам и юбилейным датам: 1 мая, День Победы, День Независимости, День защиты детей, День химика, День работников сельского хозяйства, день студента, День медицинского работника и др.
Крепкая дружба связывает артистов Новомосковского театра с Пушкинской школой и Пушкинским обществом, актеры организуют поэтические вечера и принимают участие в концертах, митингах, посвященных юбилейным датам жизни великого поэта.

В дни осенних и весенних школьных каникул театр традиционно проводит неделю «театр – детям», которую открывает театральный капустник. Ежегодно театр принимает участие в областном театральном конкурсе «Триумф» и в театральном празднике «Тульское закулисье». Торжественное открытие актерского клуба, состоялось 11 декабря 2006 года в городе Тула в СТД, в котором приняли участие актеры Новомосковского театра.

Коллектив гордится победами на российских фестивалях: «Поют актеры драматического театра» в г. Нижний Новгород (2001г.) его Лауреатами стали артисты: Е. Паршкова, М. Лагутина, А. Яблонский, М. Казанцев; «ПостЕфремовское пространство» г. Москва (2003г.) со спектаклем «В день свадьбы» В. Розова, режиссер Леонид Чигин, художник Ф. Халилов. Театр признан «абсолютным лидером» на фестивале малых городов России, в городе Вышний Волочек ( 2010г.) со спектаклем «Воскресение» Л. Толстого, сценическая версия романа и постановка Дмитрия Краснова, художник Ирина Блохина.

В 2011 году театр успешно выступил на девятом международном фестивале в латвийском городе Валка, «Talvils» со спектаклем «Пикник» Ф. Аррабаля.

В 2012 году театр участвует в российском фестивале театров малых городов России с комедийной драмой «Баба Шанель» Н. Коляды. Заслуженная артистка России Светлана Таршис, исполнительница роли Капиталины Петровны удостоилась редкой награды фестиваля дипломом «За честь и достоинство».

С января 2015 года Новомосковский  театр стал филиалом Тульского академического театра драмы.  Главным режиссером был назначен Д.А. Краснов. Лучшие спектакли этого режиссера хорошо известны тульской публике и продолжают традиции театра. Новомосковские спектакли Д.А. Краснова «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О. Карона де Бомарше, «Так не бывает» К. Брейтбурга и Е. Муравьева возвращают труппе утраченный интерес зрителей.

Театр — это усилия многих людей, протяженные во времени. Это люди: режиссеры и художники, администраторы и костюмеры, бутафоры и осветители, звукорежиссеры и контролеры и многие другие. Но, конечно же, главными лицами театра являются актеры, каждый актер имеет неповторимую индивидуальность, играя при этом совершенно разноплановые роли. Задача театра: пробуждать воспитывать творческий дух человека, ведь искусство в любые времена существует, чтобы улучшать нравы и врачевать души. За плечами Новомосковского театра более 75-ти лет активной творческой жизни. Потенциал коллектива велик, в городе и за его пределами он известен своими театральными традициями, которые год от года будут все богаче, потому что театр в городе любят, и это позволяет коллективу несмотря на проблемы и трудности с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен