Жить–значит меняться. Актриса о бедном Марате, амбициях и личном режиссёре.

Автор: Татьяна ОРЛОВСКАЯ. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 7 14/02/2018.

Имя Марины Лагутиной новомосковский зритель впервые увидел на афишах к спектаклю «Жемчужина черная, жемчужина белая» по пьесе Надежды Птушкиной.

 
Было это 18 лет назад. Тогда, выпускница Алтайской государственной академии культуры и искусств, приехала работать в новомосковский театр.

Так решил папа

Татьяна Орловская «АиФ в Туле»:  Позитивная, красивая, уверенная в себе женщина. Вас считают талантливой и успешной актрисой. Легко ли складывалась ваша артистическая судьба?

Марина Лагутина: Стать актрисой я не мечтала. Этот выбор, наверное, как и всё в моей жизни, не был случайным. Думала стать экономистом или бухгалтером. Но папа видел во мне творческий потенциал и предложил поступить на актерское отделение. Вот тут-то и началось! Моя мама, врач по призванию, не могла принять, что любимая дочь станет актрисой театра и кино. А оставался всего день на подачу в институт документов. Волнение, бессонная ночь, принятие решения, благословение родителей, и вот я уже лечу навстречу своей судьбе. Я так нервничала, что трижды намеренно проезжала мимо остановки института и только к концу дня попала на кафедру, буквально уговорив членов приемной комиссии взять моё заявление.

Программы для поступления у меня, конечно, не было, пришлось читать то, что помнила со школы. В этюдах по актерскому мастерству я так сыграла несчастную девушку, которую бандиты взяли в заложницы, что кафедра единогласно оценила меня на пять баллов.

От Снегурочки до Аиды

— А как оказались в Тульской области?

— После института меня пригласили в Барнаульский молодежный театр. Начались застольные репетиции спектакля «Горе от ума», когда появилась возможность поехать с курсовым спектаклем «Метель» по повести Пушкина в Москву на фестиваль актёрских школ.

Москва, встреча с известными актерами и режиссерами изменила мою жизнь, а город с таким заманчивым названием как Новомосковск, представлялся Новой Москвой и притягивал к себе как магнит. В канун двухтысячного я уже отплясывала возле ёлочки с новомосковскими детишками в роли Снегурочки.

Досье

Марина Лагутина. Родилась в Барнауле в 1977 году. Окончила Алтайский государственный институт культуры. Актриса Тульского академического театра драмы. За 18 лет сыграла более 40 ролей. Неоднократный лауреат областной премии «Триумф».

— В профессии актёра есть начало творческой карьеры. Для вас это роль Аиды в спектакле режиссера Евгения Вялкова и художника Елены Сенатовой. Роль сложная для ещё совсем юной, актрисы…

— «Жемчужина черная, жемчужина белая» – это красивая, трогательная история любви сына фараона и эфиопской рабыни. В пьесу, написанную замечательным драматургом Надеждой Птушкиной по опере Джузеппе Верди, я влюбилась на всю жизнь. Любовь, ревность, предательство, преданность и коварство – это же играть — не переиграть! А работать в спектакле с опытными мастерами сцены Петром Балабановым, Вячеславом Голубковым, Натальей Ждановой и Александром Новожениным, которые всячески помогают, оберегают, подсказывают, одно удовольствие. Режиссер терпеливо и очень подробно прорабатывал каждую внутреннюю деталь и мотивацию образа. Это было увлекательно, и насколько сильный резонанс был от этого спектакля в городе, настолько эта работа была сложной для нас. Тем более что нам, актёрам, приехавшим из Сибири, необходимо было заявить о себе и своей школе.

— Вашим педагогом по актерскому мастерству был ученик Георгия Товстоногова Михаил Тумашов. У каждого актера есть личное представление о «своём» режиссере. Какого режиссера предпочли бы вы?

— Режиссера с композиционным мышлением, способного сочинить спектакль, увлечь и повести за собой, режиссера, который тебе доверяет, как сотворцу, который чётко ставит сверхзадачу и ведёт к сверхидее. Режиссера, в спектаклях которого получаешь тот самый актерский драйв от взаимодействия со зрителями, то необыкновенное состояние катарсиса от удачного спектакля. Когда, играя двадцатый пятый раз одну и ту же роль, благодаришь Бога, за верный выбор профессии.

— Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого. В какой степени это можно отнести к вам?

— Вот уже 18 лет я живу и работаю в замечательном городе Новомосковске, который давно стал родным, где появилось много друзей, не безразличных к моему творчеству. Наши мамы стали бабушками, а мы мамами и папами. Мой муж актёр, режиссёр театра Максим Казанцев, он же неизменный партнёр по сцене. У нас более двадцати совместных работ. В прошлом году мы отметили шестнадцатилетний юбилей спектакля «Мой бедный Марат» по пьесе Арбузова. Этот спектакль, поставленный бывшим директором театра и режиссером Валентиной Петровной Венбендер, стал для нас с Максимом не просто любимым, но и знаковым — у нас родился сын, и мы назвали его Марат. И всё это, безусловно, изменило меня, мои ценности, усилило, как мне кажется, творческий потенциал. Я счастливая мама и жена, нашему сыну уже шесть лет и, естественно, он заядлый театрал и самый главный мой критик и поклонник.

Я — Незнайка

— Роль Незнайки в детском спектакле «срисована» с вашего сына?

— Всё то, что я делаю в этой роли, — это мой сын Марат. На самом деле я очень комплексую по поводу своей внешности, особенно, когда мне приходится играть красивых женщин, героинь. И вот мне досталась роль, где я могу показать весь свой нереализованный спектр детских эмоций. В одном из отзывов о спектакле зритель-папа написал: «Как здорово играют актеёры, а особенно актёр, исполнивший роль Незнайки». Актёр?! Во мне не распознали женщину! Вот это для меня большая творческая победа.

Для фрекен Линдгрен

— В 2014 году в репертуаре театра появился спектакль «Малыш и Карлсон» в постановке Марины Лагутиной. Для зрителей, которые привыкли видеть в вас только актрису, это был сюрприз.

— Для зрителей, но для коллег это была очередная моя режиссёрская работа. За годы работы в театре я была автором и режиссёром театральных капустников…

В Тульском академическом театре мы не раз выступали с капустниками в ежегодном празднике «Театральное закулисье», давали новогодние представления, спектакль-концерт «Война и Любовь». Так что «Малыш и Карлсон» родился не случайно. Я давно мечтала поставить детский спектакль, и когда появилась такая возможность, конечно, с удовольствием это сделала. Три года назад, на фестивале театров малых городов России в Вышнем Волочке, эта работа получила диплом в номинации «Устами младенца» за лучший детский спектакль.

— Хвалу и клевету приемли равнодушно, сказал Пушкин, но как мне кажется, к театральному миру это совсем не относится?

— Разговоры вокруг публичных персон шли во все времена, а вот аплодисменты, цветы, награды и всевозможные премии, что скрывать, — актеры любят. За все свои победы я благодарна своей семье и особенно маме, которая всегда помогала преодолеть трудности и во всем поддерживала меня и мой выбор. Так что если вы хотите стать «баловнем судьбы», то препятствия на вашем пути неизбежны, так как её расположение необходимо заслужить.

Фото Максима МОРОЗОВА