Николай Эрдман актуален и сегодня

Автор: Татьяна ОРЛОВСКАЯ. Газета «Новомосковская Правда» от 14 апреля 2016 года.

Mandat-NP

15 апреля на сцене Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы имени М. Горького состоится премьера спектакля «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана. Накануне премьеры мы поговорили с режиссером из столицы Ольгой Левковской, приглашенной руководством ТАТД для постановки спектакля.

— В своей пьесе Николай Эрдман сатирически высмеивает мещан-приспособленцев и новую советскую бюрократию. О чем будет ваш спектакль? Будут ли тема и герои пьесы восприниматься в наше время?
— Человеческие типажи, выписанные Эрдманом характерны для любого времени. Мещанин был и будет всегда, в любое время, при любой власти. Любые перевороты и революции изменяют законы, по которым живет государство. Кто-то их искренне принимает, кто-то с болью оставляет страну, а кто-то пытается застолбить место в новой жизни, приспособиться. Работая над спектаклем, мы ставим задачу не только погрузить зрителя в 20-е годы прошлого столетия, когда Россия испытывала острейший экономический кризис, и показать до какого абсурда может дойти человек в этих обстоятельствах, но и протянуть нить в наше кризисное время.

— Какие художественные приемы, образы вы используете в сценографии?
— Соединение двух эпох и двух времен. Герои спектакля иллюзорно представляют возможность врасти в революцию, поэтому художник-сценограф Наталья Агарева придумала костюмы, основой которых стало смешение стилей и трансформация в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Пространство, в котором огромные пазлы-плакаты революционного времени со всех сторон наступают и врастают в мещанский мир квартиры семьи Гулячкиных, наполняется атмосферой страха и ужаса перед новой жизнью.
— То есть на место ренессансу приходит конструктивизм?

— Точнее супрематизм — агитационные плакаты, например «Клином красным бей белых!»
— Значит, мы услышим революционные песни?
— Нет, Интернационала зритель не услышит, а вот одесские « Бублики» в революционном марше, хор девушек из оперы Глинки «Иван Сусанин» с очень интересным подтекстом, фокстроты и еврейские «Ботиночки» будут сопровождать сценическую жизнь героев спектакля.

— В каком жанре будет решен ваш спектакль?
— В пьесе водевильное построение сюжета, для которого характерны стремительность действия, неожиданность развязки, переодевания. Для меня «Мандат» сориентирован на двойственное прочтение действительности, в котором сатирическое и комическое находятся в неразрывном единстве.
— Николай Эрдман назвал свою пьесу «Мандат». Что это слово значит сегодня и как оно прозвучит в вашем спектакле?
— То же самое, что и всегда. Только при наличии такого документа у честных, порядочных людей — это одно, а у бесчестных — другое. Мандаты никогда не выйдут из моды, иметь такие права и полномочия престижно. Ну а более подробный ответ на этот вопрос зритель найдет, посмотрев спектакль.

 

Фото Максима МОРОЗОВА