Создать свой уникальный мир

27 февраля на сцене нашего театра состоится премьера спектакля по пьесе Валентина Красногорова. Своими мыслями о выборе пьесы, о творческом процессе, о профессии режиссера и любви к театру, поделилась режиссер-постановщик спектакля «Любовь до потери памяти» Анна Терёшина.

 

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни. Что явилось важными этапами в вашей профессии?

 

Я окончила Театральный Институт рекламы и шоу бизнеса имени народного артиста СССР И. Кобзона, факультет сценических искусств, отделение «актерское искусство» Это мое первое образование, в котором я себя можно сказать, еще не реализовала. Это было коммерческое обучение. Нас учили педагоги из Щуки и из ГИТИСа. Когда я познавала азы актерского мастерства, мой педагог Ольга Евгеньевна Анохина, актриса театра Моссовета, навела меня на мысль стать режиссером. Для меня мир театра по-настоящему стал открываться, когда мы посещали с ней репетиции вахтанговского театра. Это очень важный этап в моей жизни. После окончания института, шесть месяцев мне посчастливилось поработать в качестве педагога - стажера по актерскому мастерству в этом же институте. И еще одним важным этапом в жизни была работа в Алма-Аты в качестве актрисы и первые пробы себя в качестве режиссёра. Ну и дальше поступление и учеба в Щукинском институте. Это моя Альма-матер. У меня большое уважение и пиетет перед этим учебным заведением. Это идеальная форма обучения, где все и всё на одной волне. Конечно заочное обучение - это стресс. Это когда тебя замыкает от волнения и переживаний и от очень ограниченного времени. За два месяца сессии нужно научиться всему чему учат за полгода. В основном потоке это ведь служащие в разных театрах артисты, которые хотят стать режиссерами. И задача педагогов сломать актерское мышление и направить его на выработку постоянных идей, своего видения драматургического материала. А это ведь ломка, когда нужно пересесть со стульчика актрисы в режиссёрское кресло. И только большое желание освоить эту профессию спасало, чтобы не сдаться.

 

Первая ваша работа в Новомосковском театре - это постановка "Мишурный блеск по рассказам О. Генри. Насколько актеры вам импонировали?

 

Я была очень обрадована тем, что мы как то быстро друг друга услышали. Настроение и атмосфера, в репетициях была удивительной. Это и автор и джазовые композиции, и главное-желание работать, неравнодушие, отклик, интерес к материалу, который попадает актерам в руки, а это и есть профессионализм и то самое необходимо постановщику. В любой работе над спектаклем самое главное собрать команду и "договориться на берегу», найти зону комфорта, где будет интересно всем. «Любовь до потери памяти» это второй спектакль в Новомосковском театре и я не перестаю восхищаться теми актерами, которые активно включаются в процесс, предлагают, убеждают и пробуют, отказываются и вновь предлагают. Это увлекательный совместный поиск, в котором, конечно я, как режиссер, определяю свой конкретный вектор и сверхзадачу будущего спектакля.

 

Ваша профессиональная деятельность в театре началась с "Маленького принца", постановку, которой вам предложили в ТАТД?

 

Да «Маленький принц» это мой первый спектакль, который был поставлен на малой сцене академического театра в марте прошлого года, именно тогда, когда театр закрыли и всех отправили на карантин. И только в этом сезоне спектакль был представлен зрителю. Потом читки онлайн, тульского автора Леонида Савельева с актерами академического театра. Также я сотрудничала с «Новым театром». Это коммерческий театр, основанный 2016 году актером и режиссером Андреем Лазукиным в Туле. Работу этого театра, к сожалению, пришлось остановить, в связи с фарс-мажорными обстоятельствами-пандемия и наложенные вместе с ней ограничения для маленьких частных театров. И поскольку я молодой начинающий режиссер, мне необходим был определенный рост, постоянное развитие. Ведь режиссура, в принципе профессия, которой ты учишься всю жизнь. И чтобы чувствовать этот рост нужно ставить определенные задачи. Простоя в профессии не должно быть. Я очень четко осознавала, что, только продолжая работать в театре эти задачи можно осуществить.

 

За последние годы Новомосковский театр дважды обращался к драматургии Валентина Красногорова. «Три красавицы»- воздушный, легкий спектакль, который возвращает веру человека в счастье и «Его Донжуанский список»- спектакль, о том, какой же жизнью мы всё таки больше живем - материальной или духовной. И что важнее. Чем удивлять будете в этот раз поклонников театра?

 

У Валентина Красногорова больше полусотни пьес. Если одним махом прочитать их вместе, то перед вами промелькнет «энциклопедия семейной жизни». Там и встречи, и расставания, и свадьбы, и ссоры, и скандалы, и убаюкивания, и примирения – всё, что угодно. Всё, что связано с темой семьи, любви, мужчины и женщины. Признаюсь, я очень скептически всегда относилась к комедии. Но, когда надо было сделать выбор из трёх пьес, предоставленных мне художественным руководителем ТАДТ Дмитрием Красновым, я остановилась именно на этой истории, потому что в ней есть интрига, которая держит вас до конца. «Любовь до потери памяти» одна из самых азартных пьес. Положение, в которое поставлены герои этой комедийной истории, пикантно и запутано. Зрителям порой будет казаться всё происходящее большим розыгрышем, а иногда и чьим-то сумасшествием. И если говорить о чём, то для меня это не любовь до потери памяти, а любовь до потери здравого смысла. Потому что в это чувство, которое мы называем любовью, каждый вкладывает свое личное, порой доводящее до полного абсурда, ведь не просто же любовь называют болезнью? Именно любовь, каждого героя этой истории, доводит до потери здравого смысла всех героев спектакля. И только развязка объяснит, кто и с какой целью придумал эту авантюру, которая должна была стать для кого-то спасением. Так что скучать не придётся никому. –

 

Движущей силой, энергетическим центром создания спектакля становится режиссер и художник. Согласитесь, что чем богаче творческая личность художника, чем оригинальнее образное мышление, тем в большем выигрыше оказываются спектакль и его зрители?

 

Несомненно. Ирина Блохина - художник спектакля с огромным опытом работы в театре. Художник, тонко чувствующий и способный воплотить самый невероятный замысел режиссера. Её решение сценического пространства спектакля это и эстетика и практичность в одном. Когда гаснет свет в зрительном зале и распахивается театральный занавес, сцена и декорации должны овладеть вниманием и воображением зрителя, вызвать в нем интерес к происходящему событию, ввести его в круг жизни, текущей на сцене.

Вы когда-нибудь посещали кабинет психолога? Нет, не который в поликлинике, со стеллажами книг по психологии, а частный, обставленный, как говорится, по «последнему слову». Шикарная кушетка, пастельные тона, приглушенный свет, тихая умиротворяющая музыка, ведь от чувства комфорта зависит, насколько легко и свободно будет ощущать не только актер, но и зритель, которого тоже нужно вначале погрузить в идеальное пространство, мирок преуспевающего практикующего психолога. Ну а потом впустить эту безумную историю, которая разрушает и сметает всё и все понятия о принципах морали, правил, норм и исключений.

 

Иногда ироничное отношение к самому себе и оптимизм подводят в самый нужный момент. И, кажется, что тучи, заслоняющие солнце, никогда не уйдут с горизонта. Однако если и есть на свете универсальное лекарство от этого недуга, это, конечно же, театр, где в фарсовых и смешных спектаклях артисты помогают не унывать и смеяться вместе с ними над человеческими поступками и пороками.

 

Татьяна Орловская

Пресс-служба театра