Николай Эрдман актуален и сегодня

Автор: Татьяна ОРЛОВСКАЯ. Газета «Новомосковская Правда» от 14 апреля 2016 года.

15 апреля на сцене Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы имени М. Горького состоится премьера спектакля «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана. Накануне премьеры мы поговорили с режиссером из столицы Ольгой Левковской, приглашенной руководством ТАТД для постановки спектакля.

— В своей пьесе Николай Эрдман сатирически высмеивает мещан-приспособленцев и новую советскую бюрократию. О чем будет ваш спектакль? Будут ли тема и герои пьесы восприниматься в наше время?
— Человеческие типажи, выписанные Эрдманом характерны для любого времени. Мещанин был и будет всегда, в любое время, при любой власти. Любые перевороты и революции изменяют законы, по которым живет государство. Кто-то их искренне принимает, кто-то с болью оставляет страну, а кто-то пытается застолбить место в новой жизни, приспособиться. Работая над спектаклем, мы ставим задачу не только погрузить зрителя в 20-е годы прошлого столетия, когда Россия испытывала острейший экономический кризис, и показать до какого абсурда может дойти человек в этих обстоятельствах, но и протянуть нить в наше кризисное время.

— Какие художественные приемы, образы вы используете в сценографии?
— Соединение двух эпох и двух времен. Герои спектакля иллюзорно представляют возможность врасти в революцию, поэтому художник-сценограф Наталья Агарева придумала костюмы, основой которых стало смешение стилей и трансформация в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Пространство, в котором огромные пазлы-плакаты революционного времени со всех сторон наступают и врастают в мещанский мир квартиры семьи Гулячкиных, наполняется атмосферой страха и ужаса перед новой жизнью.
— То есть на место ренессансу приходит конструктивизм?

— Точнее супрематизм — агитационные плакаты, например «Клином красным бей белых!»
— Значит, мы услышим революционные песни?
— Нет, Интернационала зритель не услышит, а вот одесские « Бублики» в революционном марше, хор девушек из оперы Глинки «Иван Сусанин» с очень интересным подтекстом, фокстроты и еврейские «Ботиночки» будут сопровождать сценическую жизнь героев спектакля.

— В каком жанре будет решен ваш спектакль?
— В пьесе водевильное построение сюжета, для которого характерны стремительность действия, неожиданность развязки, переодевания. Для меня «Мандат» сориентирован на двойственное прочтение действительности, в котором сатирическое и комическое находятся в неразрывном единстве.
— Николай Эрдман назвал свою пьесу «Мандат». Что это слово значит сегодня и как оно прозвучит в вашем спектакле?
— То же самое, что и всегда. Только при наличии такого документа у честных, порядочных людей — это одно, а у бесчестных — другое. Мандаты никогда не выйдут из моды, иметь такие права и полномочия престижно. Ну а более подробный ответ на этот вопрос зритель найдет, посмотрев спектакль.

 

Фото Максима МОРОЗОВА